Оперативное управление и хозяйственное ведение: разница и отличия, сравнение

Определение терминов

Чтобы понять сходства и различия, необходимо проанализировать ключевые термины.

Хозяйственное ведение

Внутренний менеджмент — это механизм, с помощью которого органы управления государственной организации могут пользоваться мощностями данного предприятия. Это допустимо в пределах, установленных законами или иными нормативными документами.

Руководство организации может использовать недвижимое имущество, при этом использование движимых объектов запрещено. Государство считается собственником компании, использующей механизм управления экономикой. Жестяная банка:

  • контролировать осуществление хозяйственного управления менеджментом компании;
  • реорганизовать компанию;
  • назначают руководителей государственной организации;
  • получать часть прибыли от использования активов.

Если владелец бизнеса обнаруживает, что объекты, переданные в режиме хозяйственного ведения, используются не по назначению, он может их отозвать.



Оперативное управление

Под этим термином понимается механизм, использование которого подразумевает наличие различных типов субъектов, использующих государственную собственность. Это включает:

  • государственные организации;
  • бюджетные фирмы;
  • частные компании;
  • автономные организации.

Эти организации могут использовать публичные структуры при соблюдении следующих правил:

  • в пределах, регулируемых законодательством Российской Федерации;
  • с учетом обязанностей, установленных владельцем;
  • в зависимости от характеристик объектов.

Владелец государственной организации может:

  • изымать из основных средств объекты, используемые не по назначению;
  • распределять доход компании;
  • совершать иные действия, установленные законодательными актами.



Организации не могут самостоятельно распоряжаться закрепленными за ними активами. В качестве исключения стоит отметить средства, выделенные по смете. Некоторые авторы отмечают, что некоторые типы учреждений могут по-прежнему иметь закрепленные за ними объекты.

Мнение эксперта Екатерина Владимировна Карнаух окончила Национальный университет кораблестроения по специальности «Экономика предприятия», поэтому образовательные и культурные учреждения имеют возможность сдавать в аренду закрепленные за ними объекты. Если это не предусмотрено специальными законодательными актами и иными нормативными документами, такая сделка автоматически признается недействительной. Кроме того, это также относится к ситуациям с предварительным согласием владельца.

Объекты права

Объектом этих прав являются недвижимые комплексы, указанные в финансовой отчетности соответствующих юридических лиц (при этом остаются объекты, принадлежащие их учредителям).

Закон устанавливает положение, согласно которому результаты экономического использования активов, находящихся под экономической юрисдикцией или в оперативном управлении, в виде плодов, продуктов и ренты, включая активы, приобретенные унитарным предприятием или учреждением, имеющим силу контрактов, или по иным причинам переходят соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Поэтому ни в коем случае отдельная компания или учреждение не может стать объектом собственности, поскольку все это имущество становится собственностью учредителя.

Прекращение вещных прав происходит в связи с общим прекращением связанных правоотношений, а также в связи с прекращением права собственности.

Ограничения права оперативного управления по ГК РФ

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации право оперативного управления более ограничено, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют различный объем в зависимости от того, право собственности на юридическое лицо было передано на праве оперативного управления и каким учредителем было создано это юридическое лицо.

Указанное право in rem доступно только для 3-х форм юридических лиц: государственных предприятий (типа ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Кроме того, сфера компетенции учреждений различается в зависимости от того, созданы ли они частным лицом или государством (РФ, регион), муниципальным органом.

Ограничения общие для всех предметов:

  • необходимость разрешения собственника на продажу недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • право собственника на коллекционирование имущества, переданного в оперативное управление.

Единого понятия движимого актива, имеющего особую ценность, не существует: оно устанавливается ведомственными постановлениями и постановлениями (приблизительный критерий отнесения его к «особо ценным» — невозможность осуществления законной деятельности без этого актива).

Самые строгие требования предъявляются к государственным учреждениям и предприятиям. Государственные учреждения не могут распоряжаться какой-либо собственностью без разрешения собственника; выручка от осуществления деятельности не принадлежит государственному учреждению, а направляется в бюджет. Государственное предприятие также лишено неограниченного права распоряжаться имуществом; его доход распределяет собственник имущества без учета мнения компании.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, если имущество застраховано на праве оперативного управления, если эта вещь передвижная и не принадлежит лицам, представляющим особую ценность.

Автономное учреждение также не может распоряжаться недвижимостью в оперативном управлении, но имеет право распределять доход и расходовать прибыль для целей своей уставной деятельности. Аналогичные ограничения действуют и в частном учреждении.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ):

  • передача недвижимости — с разрешения собственника (т.е как продажа, так и ипотека, аренда, другие операции);
  • распоряжение движимыми и недвижимыми вещами не должно лишать субъектов возможности осуществления уставной деятельности.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено государственное предприятие или учреждение. При этом под государственным предприятием принято понимать унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и находящееся в федеральной собственности.

Изобразительное искусство. 296 ГК РФ содержит информацию о государственном предприятии и учреждении, т.е они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также он основан на целях его бизнеса и с учетом обязанностей владельца и предполагаемого использования. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но в то же время допускают возможность установления особых границ их полномочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что собственник сам может давать конкретные инструкции по распоряжению имуществом. А в случаях, когда предприятие использует имущество не по назначению, собственник вправе наложить арест.

Закон предусматривает эти особые ограничения только на «распоряжение» товарами, тогда как права «владения» и «пользования» в эту категорию не подпадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ гласит, что, являясь субъектом права оперативного управления, государственное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом только после получения согласия собственника. Доход от бизнеса распределяется по решению собственника. При этом эти действия собственник может выполнять без согласования их заказа с госпредприятием.

Степень, в которой учреждения могут осуществлять свои полномочия по распоряжению правом оперативного управления, зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 гласит, что учреждения могут быть созданы:

  • Российская Федерация По этой теме мы уже более подробно прошли курс «Компетенция Российской Федерации и ее субъектов ;
  • субъект Российской Федерации По этой теме мы уже более подробно доработали абстрактное Государство Россия ;
  • муниципальный орган;
  • частные лица;
  • юридические лица;
  • бюджетные учреждения.

Следовательно, учреждения не имеют права самостоятельно управлять закрепленным за ними имуществом. Исключение составляют случаи, когда им выделяются средства по смете. Некоторые авторы указывают на то, что определенные типы учреждений по-прежнему имеют право распоряжаться закрепленным за ними имуществом. В юридической литературе, говоря, например, об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать в аренду закрепленное за ними имущество. Но если это не предусмотрено специальными законами и иными правовыми актами, и такая операция была проведена, она автоматически признается незаконной, даже если согласие собственника было получено заранее.

Подводя итоги по праву оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует неразвитость государственных организаций, использующих это право в своей деятельности, которые занимаются здравоохранением, наукой, образованием и культурой. Существует дефицит бюджета по финансированию деятельности этих организаций, который постоянно растет.

Выходом из сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на законодательном уровне, предлагая ввести право на персонализированную собственность, что позволило бы обладателю права иметь самые широкие полномочия в отношении собственность, которая ему принадлежит.

Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника

Унитарное учреждение не может иметь имущественных прав, поэтому для функционирования этих юридических лиц необходимы права хозяйственного ведения и оперативного управления. Унитарное учреждение неделимо, как и переданные ему активы.

Основная особенность заключается в том, что учреждение может использовать имущество исключительно в соответствии с целями организации, по прямому назначению, на законных основаниях.

Порядок получения товаров, находящихся в ведении унитарного юридического лица, регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности имущественных прав унитарных предприятий регулируются нормами главы «Приобретение имущественных прав» (Гражданский кодекс Российской Федерации).

Порядок получения таких товаров и приобретения ограниченного права собственности регулируется общими правилами, установленными нормами гражданского законодательства.

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Только унитарные предприятия (ГУП, МУП) относятся к субъектам хозяйственного права).

На праве оперативного управления собственность закреплена за частными, автономными, бюджетными учреждениями, государственными предприятиями.

Лица, обладающие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одной из важных причин применения приобретательной давности: владения имуществом как своим, что предполагает отношение человека к собственности как к своему собственному. Конечно, получив вещь от собственника на ограниченном праве собственности, субъект не считает ее своей. Это положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС по Дальневосточному округу от № A51-8234 / 2011 от 06.03.2012. В контексте настоящего дела истец-учреждение просил установить факт владения активом в порядке давности приобретения. Запрос был отклонен. Суд указал, что заявитель не может использовать этот способ приобретения имущественных прав. Имея корпоративный статус, он не мог стать владельцем находящейся под его юрисдикцией собственности.

Режим целевого использования имущества

Законодательством предусмотрен режим целевого использования активов государственных и унитарных предприятий.

Предприятие распоряжается движимым имуществом и готовой продукцией самостоятельно, недвижимым — только с согласия собственника.

Собственник не имеет права налагать арест на активы компании, он не отвечает по своим долгам (кроме случая банкротства унитарного предприятия).

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации этих прав определен рядом правовых актов.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», выполняет следующие функции:

— утверждение устава компании;

— назначение главы компании;

— заключение, изменение и расторжение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и расторжения с ним трудового договора;

— утверждение деловой программы компании, определение части прибыли компании, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;

— одобрение создания филиалов и представительств;

— координация операций по распоряжению вкладом (долями) в уставный (обыкновенный) капитал хозяйственных обществ или физических лиц, а также долями, принадлежащими обществу;

— согласование основных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, гарантий, получением банковских гарантий, иных обременений, уступкой дебиторской задолженности, уступкой долгов, заимствованием;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— утверждение решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения в отношении этого предприятия по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и иных профессиональных союзах коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного общества, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного общества в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в установленном законом порядке, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— составляет уставный фонд муниципального предприятия;

— назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и расторгает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и расторжение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на отчуждение недвижимого имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— контролирует целевое использование и сохранность активов, принадлежащих унитарному предприятию;

— утверждает показатели экономической эффективности унитарного предприятия и проверяет их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного общества;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в других юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом «Об унитарных предприятиях», на заключение сделок особой важности, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях финансовая отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором;

— имеет иные права и обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

В чем различия?

Принципиальное отличие рассматриваемых прав состоит в том, что руководители государственной компании считаются подлежащими хозяйственному управлению. Оперативное управление отличается тем, что круг вероятных участников правоотношений, связанных с реализацией управленческих функций, намного шире. В этом и заключается главное отличие.

управляемый услугами

Порядок учета имущества собственника

Собственность этих компаний неделима и не может быть распределена между вкладами, акциями, акциями, акциями.

Право собственности, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выводится из зоны полезного использования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим владелец больше не может владеть и использовать эту недвижимость напрямую.

Есть ли что-то общее

При сравнении рассматриваемых концепций также можно выделить общие характеристики. Следовательно, оба механизма помогают организовать управление государственными структурами.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объектом этих имущественных прав является собственность.

При этом имущество является предметом этих прав независимо от того, передается оно от собственника или относится к фруктам, продуктам и доходам от их использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Движущиеся и недвижимые вещи переданы в хозяйственное и оперативное управление.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь, государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, закладывать, вносить недвижимость в качестве вклада в уставный (совокупный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным образом оформить это свойство.

Кроме того, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника заключать сделки, связанные с предоставлением займов, гарантий, получением банковских гарантий, с другими обременениями, уступкой кредитов, переводом долгов, а также заключать сделки простые договора товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственной юрисдикции, имеет право продавать недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, сдавать это имущество в аренду, закладывать его, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в (совместный) разрешение на капитал хозяйственных и товарищеских обществ или иным образом, способ распоряжаться этим имуществом, заключать сделки, связанные с предоставлением ипотеки, гарантий, получением банковских гарантий, с другими обременениями, уступкой кредитов, уступкой долгов, а также заключать простые соглашения о партнерстве только с согласия собственника.

Вместе с тем, фонды денежного рынка и остальное имущество при отсутствии ограничений прав унитарного предприятия могут использоваться этими предприятиями по своему усмотрению.

Таким образом, государственное или муниципальное предприятие самостоятельно распоряжается принадлежащими ему движимыми активами на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (п. 2 п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Жизненные примеры

Люди, обладающие указанными правами, не покупают недвижимость. Это связано с отсутствием важнейшего основания для использования приобретательной давности, а именно владения имуществом. Конечно, получив от собственника объект с ограниченными правами, субъект не может считать его своей собственностью. Эта ситуация подтверждается судебной практикой.

Мнение эксперта Екатерина Владимировна Карнаух окончила Национальный судостроительный университет по специальности «Экономика бизнеса». Об этом свидетельствуют примеры из жизни. Одним из них могло быть постановление ФАС по Дальневосточному округу, принятое по делу №2. A51-8234 / 2011 от 06.03.2012. Истец по материалам дела просил установить факт владения имуществом в порядке давности.



Однако суд не удовлетворил это требование. В файле отмечается, что заявитель не может использовать этот метод для приобретения прав собственности. Поскольку истец имел корпоративный статус, он не мог стать владельцем имущества, находившегося в его юрисдикции.

Источники:

  • https://pohozhie.ru/biznes/operativnoe-upravlenie-i-hozyajstvennoe-vedenie-raznitsa
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/khozyaystvennoe_vedenie.html
  • https://rusjurist.ru/pravo_sobstvennosti/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_hozyaystvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/
  • https://advokat-malov.ru/sobstvennost/priobretenie-i-prekrashhenie-prava-hozyajstvennogo-vedeniya-i-prava-operativnogo-upravleniya.html
Оцените статью
Квартирные вопросы